Новости Смоленска

Мысли вслух о возможном культурном скачке для древнего скучающего города

Так уж вышло, что когда речь заходит о культуре на онлайн-страницах Реадовки, можно сразу быть морально готовым к минимуму просмотров. Нас часто в комментариях к материалам обвиняют в излишнем цинизме, огромном количестве чернухи и идущими сплошным потоком известиями про «убили-застрелили-ограбили». Но сами же эти комментаторы моментально испаряются из обсуждения большинства культурных статеек. «Ну а что обсуждать-то, когда речь про выставку какую-нибудь идет?» — спросите вы и будете отчасти правы. На то они и комменты,чтоб в них разводить и разжигать. Однако, просматриваемость материалов, касающихся положительно-позитивных информповодов так же оставляет желать лучшего. Читать морали и кричать, потрясая кулаком «доколе!?» я здесь не стану, но лишь попробую высказать свое абсолютно субъективное мнение, как можно хоть немного, но выправить ситуацию в нужную сторону. Ведь поверьте, в нашей редакци отнюдь не сидит банда упырей, гнусно хихикающих над очередным трупом в очереди в поликлинике или еще одному ДТП со смертельным исходом. Нам самим куда как приятнее было бы писать про нашедших новый дом котиков, выставки,коллекционеров, спортсменов и т.д. Но пока читатель голосует своим «рублем», точнее просмотром в пользу «черных» новостей — уж извините, перекос вынужденно смещается в их сторону.

Так вот, ближе к сути, к чему все это ведется. Смоленская провинциальная неспешность в нашем быстро меняющемся цифровом мире творит очень нехорошую штуку с той самой культурой — пока во всем мире уже не один десяток лет тысячами устанавливают интерактивные скульптуры и памятники, до которых можно и нужно дотрагиваться, взаимодействовать, забираться,фотографироваться не на фоне, а вместе, мы вынуждены писать про то, что открывается очередной никому, по сути, не нужный бюст за тремя оградками. Нет, память, безусловно, дело хорошее, важное и нужное, но почему бы не сделать вместо сурово-угрюмого куска гранита, на который можно лишь смотреть издали, того же писателя Васильева в виде доброго дедушки,сидящего в чугунном кресле-качалке, чтобы каждый мог сесть к нему на колени «послушать» его нетленные главы «А зори здесь тихие»?

Zgz9tN627hk

Вон, смогли же мы в Калуге без особых проблем и ничего не нарушая уместить в руку товарищу Циолковскому фотоаппарат, чтобы памятник сам «сделал» с нами селфи? Конечно, кое-какие подвижки в этом направлении Смоленск делает: дизайнерская лавочка на Блонье, скамья с глобусом в Лопатинском саду. Но заметили, что это все просто места, где можно примостить пятую точку и ничего особо не придумаешь? А ведь в памяти у современных туристов в первую очередь откладываются не десятки древних церквей и музеи, а (что, конечно печально, но факт) эффектные селфи с необычными памятниками, в необычных местах. А у нас «я люблю город N», которой могут уже даже некоторые сёла похвастаться, закрытая-забитая крепостная, убожество вместо набережной, не достроенный сколько лет комплекс-деревня в Гнездово...

Культурную среду при этом не обязательно создавать, вбухивая огромные миллионы вечно дефицитных рублей. Реализовался же проект #ягород в сентябре минувшего года за вполне себе скромные средства? А памятное место создано, да еще такое, к созданию коего приложили руку сами смоляне.

Чуете, к чему я веду? Еще один переходный шаг и совсем-совсем суть озвучу. Встречи у Микешина — неплохой проект, который очень близок по духу к современному пониманию культуры. Именно по своей сути — не надо прятаться в душных помещениях, жалуясь после, что искусство массам не интересно. Пропахшие нафталином музейные витрины нужны, но не они составляют сегодня туристическую среду, а интерактив. Максимально близкий зрителю, в идеале тот, который он может пропустить через себя или хотя бы посмотреть бесплатно с тем самым взаимодействием. Именно ими и являются упомянутые выше встречи — концерты, выступления талантов всевозможной тематики под открытым небом, здесь, рядом, в двух шагах от публики,которая не вынуждена достаивать до конца, насильно «отрабатывая» своим вниманием уплаченные за билет деньги, а голосующая своим вниманием. Теми самыми просмотрами, коих так мало у реадовских культурных статей.

Летом я несколько раз видел на площади возле Громовой башни паренька-жонглера. Казалось бы,нехитрое, хоть и нелегкое искусство, которому уже сотни лет, ничего сверхъестественного молодой человек не показывал, но при взгляде в его сторону прохожие начинали улыбаться,многие замедляли шаг, наблюдая, как ловко он бросает в небо и ловит мячики... Совсем маленькая деталь, один-единственный человек оживил собой целую площадь, поднимая настроение сотням людей!

Почему на московском Арбате, 6-й и 7-й линии Васильевского острова в Северной столице или пешеходной Бауманской улице Казани постоянно тысячи гуляющих людей? Не потому, что здесь запрещено ездить машинам и высажены деревья, но потому, что здесь интересно! Здесь постоянно что-то происходит, есть на что посмотреть. Уличные музыканты, артисты, фокусники,художники, живые статуи, да даже зазывалы на экскурсии по городу способны оживлять туристические уголки населенного пункта лучше очередной памятной таблички, мертвым грузом оседающей на дома.

Нам ведь невероятно повезло иметь достаточно протяженную тихую и спокойную улицу Октябрьской революции, которую используем... да никак! Урны-пушки — кидайте мусор в нашу историю; таблички с именами и биографией известных земляков, которые откровенно не рассмотреть с земли, имея плохое зрение; постоянные, пардон, кучи птичьих какашек.

iL4FTC8UMgA

При всем при этом не сказать, чтобы город не имел талантов, способных привлечь публику, и речь даже не о постоянно выступающих летом самопальных музыкантов, периодически выходящих на открытые тренировки ребят из SubRosa или «Башни Феникса». Отличным дополнением для городской культурной жизни могла бы стать очень популярная во всем мире и простейшая в реализации вещь — уличная галерея. Два ряда красиво оформленных стендов с подсветкой (да даже максимально простых аскетичных рамок с креплениями и лампочкой) и немного рекламы со стороны департамента по культуре и туризму, призывающего оставлять заявки желающим выставляться.

Ведь сколько юных дарований учатся в художественных школах, великолепно фотографируют,занимаются графикой, создают коллажи — так не прячьте все это только по практически не посещаемым (будем честны сами с собой) актовым залам школ, коридорам библиотек, стендам фойе. Сделайте выставки под открытым небом, в которых каждый может показать себя и которые может посмотреть каждый прохожий. Может, тогда на главной пешеходной улице можно будет встретить больше гуляющих, чем спешащих по своим делам смолян?